Итоговое собеседование

06.11.2025

Итоговое собеседование 2026

06.11.2025

Итоговое собеседование по русскому языку (далее ИС-9) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее – ГИА-9) в 2025-2026 учебном году проводится для обучающихся IX классов.

 

В 2026 году итоговое собеседование будет проводиться в февральские сроки (11 февраля) и в дополнительные сроки (11 марта и 20 апреля).

В дополнительные сроки к участию в итоговом собеседовании допускаются обучающиеся:

 - получившие по итоговому собеседованию неудовлетворительный результат («незачёт»);
 - не явившиеся на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным   документально (по решению педагогического совета школы);
 - не завершившие выполнение итогового собеседования по уважительным причинам;
 - удаленные с итогового собеседования за нарушение Порядка проведения (по решению педагогического совета школы).

 

Продолжительность проведения ИС-9 для каждого участника итогового собеседования составляет в среднем 15 минут. Для участников ИС-9 с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения собеседования увеличивается на 30 минут.

 

В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое собеседование участник вправе пересдать итоговое собеседование в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового собеседования.

 

Повторно допускаются к итоговому собеседованию в дополнительные сроки в текущем учебном году  следующие участники:

• получившие по итоговому собеседованию неудовлетворительный результат («незачет»);

• не явившиеся на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;

• не завершившие итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.

 

Действие результата итогового собеседования как допуска к ГИА – бессрочно.

  

Контрольные измерительные материалы итогового собеседования состоят из четырех заданий:

 - чтение текста вслух
 - подробный пересказ текста с включением приведенного высказывания
 - монологическое высказывание
 - диалог


Структура КИМа

На итоговом собеседовании 9-классникам предстоит выполнить всего 4 задания:

задание №1 – чтение текста вслух (2 минуты на подготовку);

задание №2 – пересказ текста из задания №1 с привлечение дополнительной информации из КИМа (2 минуты на подготовку);

задание №3 – 3-минутный монолог на заданную тему (предоставляется выбор одной из 3-х предложенных тем);

задание №4 – диалог с экзаменатором на тему, выбранную экзаменуемым в задании №3.

Оценивание

Оценивание итогового сочинения на ОГЭ будет по следующим критериям:

Задание

Тип задания

Максимальный бал

1

Чтение вслух

2

2

Пересказ текста

5

3

Монолог

3

4

Диалог

2

Владение русским зыком

8

 

Всего

20

В итоге за правильное выполнение всех заданий девятиклассник может получить 20 баллов. Результат переводится в отметки «зачет» или «незачет». Отметка «зачет» выставляется, если участник набирает более 10 баллов включительно. При результате в 9 и менее баллов школьник получает отметку «незачет». 


Структура итогового собеседования

Итоговое (устное) собеседование – это четко структурированный экзамен, состоящий из двух частей и четырех заданий, выполняемых последовательно за 15–16 минут (для лиц с ОВЗ – до 45 мин). Весь ответ участника аудио записывается. Ключевая цель – оценить практические навыки устной речи: чтение, пересказ, построение монолога и ведение диалога.

Часть 1: Работа с текстом (задания 1 и 2). Вы получаете один текст (обычно 170–200 слов, повествовательного характера, часто о выдающихся людях, событиях, явлениях науки/культуры):

§  задание 1: чтение текста вслух. Подготовка – до 2 минут. Нужно прочитать текст выразительно, соблюдая нормы произношения, интонацию и темп;

§  задание 2: подробный пересказ текста. Подготовка – до 2 минут. Нужно пересказать текст, обязательно включив в него приведенную в задании цитату (высказывание) уместно и логично. Разрешается использовать сделанные во время подготовки пометки в КИМ.

Наглядность: представим текст о подвиге врачей во время пандемии. Сначала вы его читаете, затем пересказываете, вставляя, например, цитату: «Как отметил главный инфекционист страны, «самоотверженность медиков стала щитом для миллионов».

Часть 2: Тематическое высказывание (задания 3 и 4):

§  задание 3: монолог. Подготовка – 1 минута. Нужно выбрать ОДНУ из трех предложенных тем и построить связное монологическое высказывание (не менее 10 фраз). Типы тем: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по поставленной проблеме;

§  задание 4: диалог. Подготовки нет. Экзаменатор-собеседник задаст вам 3 вопроса по теме вашего монолога. Требуются развернутые, содержательные ответы.

Наглядность: вы выбираете описание фотографии с волонтерами, сажающими деревья. Рассказываете о ней (монолог). Затем экзаменатор спрашивает: «Как вы думаете, почему люди становятся волонтерами?», «Какие экологические проблемы актуальны в вашем регионе?», «Участвовали ли вы сами в подобных акциях?» (диалог).

На основании анализа последних лет (включая регламент 2024/25 и заявленные ФИПИ подходы) глобальных изменений в структуре и количестве заданий устного собеседования в 2026 году не ожидается. Формат из двух частей и четырех заданий, ключевые критерии оценивания останутся стабильными.

Как пересказать текст на устном собеседовании?

Пересказ – ключевое задание первой части, требующее не просто воспроизведения текста, а его осмысленной обработки с включением заданной цитаты. Максимум 4 балла.

Алгоритм выполнения:

§  внимательное чтение (во время подготовки к заданию 1): уловите основную мысль, определите микротемы (основные смысловые части, обычно совпадают с абзацами);

§  анализ цитаты (во время подготовки к заданию 2 — 2 мин): прочтите приведенное высказывание. Поймите его смысл и автора (если указан). Определите, к какой части текста (к какой микротеме) оно относится логически. Где его упоминание будет наиболее уместно? Обычно это середина пересказа при характеристике человека/явления или вывод.

Планирование пересказа:

§  мысленно или кратко в черновике наметьте план по микротемам. Не пытайтесь запомнить дословно!

§  Продумайте место для цитаты. Как ее ввести? («Как писал…», «По словам…», «Нельзя не вспомнить слова…», «Это подтверждается высказыванием…»).

Выполнение пересказа:

§  излагайте текст своими словами, последовательно раскрывая микротемы;

§  плавно включите цитату в нужном месте. Используйте вводные фразы;

§  соблюдайте нормы цитирования: точное воспроизведение кавычек и авторства (если есть).

§  Ошибка: «Жуков сказал про Рокоссовского что он был умным» вместо «Г. К. Жуков отмечал: «Рокоссовский был очень умным полководцем».

§  оворите четко, связно, сохраняя естественный темп.

§  Критерии успеха (как получить 4 балла):

§  сохранены все основные микротемы исходного текста (2 балла);

§  цитата включена уместно (к месту) и логично (обоснованно, по смыслу) (1 балл);

§  цитата передана точно (без искажений), оформлена грамотно (есть кавычки, правильно назван автор/источник, если указан) (1 балл).

§  Типичные ошибки:

§  упустить или добавить микротему (теряет баллы по п1);

§  «воткнуть» цитату куда попало, не связав с контекстом (0 по п2);

§  исказить цитату, забыть кавычки, не указать автора (0 по п3);

§  читать текст «по бумажке» или пытаться заучить дословно (сбивает темп, звучит неестественно).

§  Повествование на основе жизненного опыта

§  Это один из трех вариантов построения монолога. Его суть – рассказать историю из вашей жизни, связанную с предложенной темой. Максимум 3 балла.

§  Как это выглядит в КИМ:

§  заголовок: «Повествование на основе жизненного опыта»;

§  тема: «Незабываемый поход (путешествие)».

§  Задание: «Расскажите о том, как Вы ходили в поход (путешествовали). Не забудьте рассказать:

§  куда и когда Вы ходили в поход (путешествовали);

§  с кем Вы ходили в поход (путешествовали);

§  что Вам запомнилось больше всего;

§  чем закончилось Ваше путешествие (поход).»

§  Как построить монолог? Начните с завязки (начало истории):

§  укажите время и место, например: «Это случилось прошлым летом, когда мы с семьей отправились в поход по Кавказским горам…»;

§  представьте участников: «Вместе со мной были мои родители и мой лучший друг Саша…»;

§  обозначьте исходную ситуацию: «Мы давно мечтали о таком приключении и тщательно к нему готовились…».

§  Развитие действия (кульминация — самое важное/запоминающееся):

§  расскажите о событиях в хронологическом порядке: «В первый день… Потом… На третий день случилось нечто удивительное…»;

§  опишите ключевое, самое яркое событие: «Больше всего мне запомнился момент, когда…», «Никогда не забуду, как…»;

§  используйте глаголы действия для динамики: «Мы поднимались…», «Встретили…», «Преодолевали…», «Наблюдали…».

§  Развязка (завершение истории):

§  расскажите, чем все закончилось: «В итоге мы благополучно…», «Наше путешествие завершилось у…»;

§  выразите свои чувства/вывод: «Это был незабываемый опыт…», «Я понял(а), что…», «Это путешествие научило меня…».Хочу такой сайт

§  Ключевые моменты для успеха:

§  объем: не менее 10 фраз (М1: 2 балла);

§  логика: события излагаются последовательно, без скачков и противоречий (М2: 1 балл);

§  личный опыт: история должна быть правдивой (или правдоподобной), основанной на вашем опыте. Не сочиняйте фантастику!

§  Эмоции. Не бойтесь делиться чувствами, которые вы испытывали: «Мне было страшно, но интересно…», «Мы невероятно обрадовались…»;

§  детали. Добавляйте конкретику для живости: «…у ручья с ледяной водой», «…с тяжелыми рюкзаками за спиной», «…когда увидели рассвет над горами»;

§  подготовка (1 минута): быстро выберите подходящую реальную историю. Набросайте мысленно или в черновике ключевые точки: Место/Время? Кто? Что случилось (главное событие)? Чем закончилось? Чувства/Вывод.

§  Как описывают фотографии на устном собеседовании

§  Это самый популярный выбор среди девятиклассников. Задача – устно описать изображение на фотографии, следуя предложенному плану. Максимум 3 балла.

§  Как это выглядит в КИМ:

§  заголовок: «описание фотографии»;

§  тема (например): «занятие спортом»;

§  картинка: фотография (например, дети играют в футбол на школьном стадионе).

§  Задание: «Опишите фотографию. Не забудьте описать:

§  место и время действия;

§  событие, изображённое на фотографии;

§  действующих лиц;

§  их внешний вид;

§  их действия;

§  настроение, которое передает фотография.»

§  Как построить монолог? Начинайте с общего впечатления и контекста:

§  что изображено? Какое общее впечатление? («На этой фотографии запечатлен яркий момент спортивной игры…», «Фото передает атмосферу дружеского соревнования…»);

§  укажите место и (если понятно) время года/суток/события: «Действие происходит на школьном стадионе, вероятно, весенним днем…», «Мы видим спортивный зал во время соревнований…»).

§  Действующие лица и событие:

§  назовите основных участников: «На переднем плане мы видим двух мальчиков…», «На фотографии изображены юные футболисты…»;

§  кратко опишите их внешний вид (одежда, позы, выражение лиц — только самое характерное, не перечисляйте все детали!) «Они одеты в спортивную форму, их лица сосредоточены…», «У девочки в центре радостная улыбка и яркая повязка на голове…»;

§  опишите событие и действия героев: «Мальчики азартно борются за мяч…», «Девочка забивает решающий гол…», «Команда ликует после победы…»;

§  детали фона (кратко): что происходит на заднем плане? «На трибунах видны болельщики…», «На заднем плане зеленеют деревья…».

§  Настроение и заключение:

§  опишите настроение, которое передает фото: «Фотография излучает энергию, радость и спортивный азарт…», «Снимок передает чувство единства и командного духа…»;

§  сделайте общий вывод или выразите свое отношение: «Это фото – отличный пример того, как спорт объединяет людей…», «Мне кажется, фотографу удалось поймать очень эмоциональный момент…».

§  Ключевые моменты для успеха:

§  объем: не менее 10 фраз;

§  логика: описание структурировано (от общего к частному, от переднего плана к заднему), детали не «перескакивают»;

§  следование плану: обязательно раскройте все пункты, указанные в задании (место, событие, лица, внешность, действия, настроение). Это гарантирует полноту;

§  детализация (умеренная). Используйте точные прилагательные и наречия: «яркий мяч», «сосредоточенно смотрят», «стремительно бежит». Избегайте банальностей («красивая картинка», «хорошие люди»);

§  субъективность: ваше восприятие настроения – это ваше мнение. Обоснуйте его: «Настроение радостное, потому что все улыбаются…».

§  Подготовка (1 минута): внимательно рассмотрите фото. Определите:

§  Где? Когда?

§  Что происходит (событие)?

§  Кто главные герои? Как выглядят? Что делают?

§  Какое общее настроение? Почему?

§  Мысленно составьте фразы по каждому пункту задания.

§  Что такое рассуждение на устном собеседовании?

§  Рассуждение — это самый сложный, но и самый выигрышный вариант монолога на итоговом собеседовании. В отличие от описания фотографии или повествования о личном опыте, здесь вам предстоит не просто рассказать, а продемонстрировать работу своей мысли. По сути, это ваша мини-презентация на 2–3 минуты, где вы выступаете в роли мыслителя, способного анализировать, доказывать и делать выводы.

§  Из чего строится классическое рассуждение (формула успеха):

§  1. Тезис (ваша главная мысль). Это ваш четкий и ясный ответ на поставленный проблемный вопрос. Он задает вектор всей речи.

§  Пример вопроса: «Нужно ли современному человеку умение работать руками?»:

§  правильный тезис: «Я уверен(а), что в цифровую эпоху умение работать руками не только не утратило актуальности, но и стало признаком самостоятельности и свободы человека»;

§  ошибка: «Ну, работать руками полезно… иногда… это хорошо…» (расплывчато и неконкретно).

§  2. Аргументы (2–3 доказательства). Это фундамент вашего высказывания. Каждый аргумент должен подкреплять тезис и быть развернутым:

§  аргумент 1 (логический + пример): «Во-первых, ручной труд развивает мозг. Исследования показывают, что нейронные связи активнее формируются, когда мы что-то создаем физически, а не просто листаем ленту соцсетей. Например, сборка моделей или обучение игре на гитаре улучшают концентрацию и память»;

§  аргумент 2 (из жизни/литературы): «Во-вторых, это вопрос независимости. Умение починить велосипед, собрать мебель или приготовить сложное блюдо делает человека менее уязвимым перед внешними обстоятельствами. Как говорил Антуан де Сент-Экзюпери: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Я бы перефразировал: «Ты в ответе за все, что можешь починить сам»».

§  3. Вывод. Краткое и сильное резюме, которое подводит итог всему сказанному и еще раз подтверждает ваш тезис:

§  Пример вывода: «Таким образом, умение работать руками — это не пережиток прошлого, а важный навык будущего, который делает нас умнее, самостоятельнее и свободнее».

§  Темы рассуждения на устном собеседовании

§  Как выбрать тему и не прогадать? Темы для рассуждения всегда формулируются как проблемный вопрос. Самые частые категории:

§  нравственный выбор: «Что важнее: быть правым или быть добрым?», «Всегда ли нужно говорить правду?»;

§  вызовы современности: «Может ли искусственный интеллект заменить учителя?», «Соцсети: разъединяют или объединяют людей?»;

§  вечные ценности: «Что такое настоящая дружба?», «Зачем человеку мечтать?».

§  Советы для безупречного выполнения:

§  используйте языковой «каркас»: Связки типа «С одной стороны… с другой стороны…», «Представим, что…», «Это доказывает, что…» сделают вашу речь структурированной;

§  будьте краткими, но глубокими: не пытайтесь объять необъятное. Лучше взять 2 сильных аргумента и раскрыть их, чем перечислять 5 слабых;

§  апеллируйте к авторитетам: упоминание книг, исторических личностей, научных фактов (даже известных) резко повышает весомость ваших слов;

§  следите за временем: идеальное рассуждение — это 12–15 фраз, уложенных в 2,5–3 минуты.

§  Чего избегать:

§  штампов: «В наше время все сидят в телефонах…»;

§  неаргументированных утверждений: «Это плохо/хорошо, потому что я так думаю»;

§  ухода от темы: если вопрос о дружбе между людьми, не нужно рассказывать о своей собаке.

§  Диалог устного собеседования

§  Диалог – это заключительное задание, напрямую связанное с вашим только что произнесенным монологом (задание 3). Экзаменатор-собеседник задает вам три вопроса по выбранной вами теме. Ваша задача – дать развернутые, содержательные ответы. Максимум 3 балла.

§  Как это происходит:

§  сразу после вашего монолога экзаменатор говорит что-то вроде: «Спасибо. А теперь я хотел(а) бы задать вам несколько вопросов по этой теме»;

§  вопросы берутся из КИМ и напрямую связаны с темой вашего монолога. Они направлены на углубление темы, уточнение вашей позиции, выявление вашего мнения или опыта.

§  Примеры (для темы «Занятие спортом» после описания фото):

§  «Как вы считаете, почему для подростков важно заниматься спортом?»

§  «Какие виды спорта популярны среди ваших сверстников?»

§  «Расскажите, каким спортом увлекаетесь вы?»

§  Например, вопрос: «Почему важно заниматься спортом?

§  односложно (0 баллов): «Чтобы быть здоровым»;

§  развернуто (засчитывается): «Заниматься спортом важно, прежде всего, для укрепления здоровья. Он помогает развивать выносливость, силу, делает тело более крепким и гибким. Кроме того, спорт учит дисциплине и умению работать в команде, что полезно и в учебе, и в жизни».

§  Вопрос: «Каким спортом вы увлекаетесь?»

§  односложно (0 баллов): «Плаванием»

§  развернуто (засчитывается): «Я увлекаюсь плаванием. Хожу в бассейн три раза в неделю. Мне нравится, как вода снимает напряжение после учебы, и я чувствую, что это отлично развивает все группы мышц. В прошлом году я даже участвовал(а) в школьных соревнованиях».

§  Стратегия успеха:

§  1. Внимательно слушайте вопрос. Убедитесь, что поняли его правильно. Если что-то не расслышали или не поняли, вежливо переспросите: «Извините, не могли бы вы повторить вопрос?».

§  2. Не спешите. Подумайте 5–10 секунд, прежде чем начать отвечать.

§  3. Стройте ответ как мини-монолог:

§  начните с прямого ответа на вопрос (повторите ключевое слово вопроса или используйте вводную фразу: «Я считаю, что…», «На мой взгляд…», «Я увлекаюсь…»);

§  приведите 1–2 аргумента, объяснение или пример, почему вы так думаете, как это проявляется, что это значит;

§  сделайте краткий вывод или обобщение.

§  4. Говорите четко и уверенно.

§  5. Поддерживайте визуальный контакт с экзаменатором (если это комфортно).

§  6. Используйте слова-связки в ответе («потому что», «например», «кроме того», «с одной стороны… с другой стороны», «таким образом»).

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».