Итоговое собеседование
06.11.2025
Итоговое собеседование 2026
06.11.2025
Итоговое собеседование по русскому языку (далее ИС-9) как условие допуска к
государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного
общего образования (далее – ГИА-9) в 2025-2026 учебном году проводится для
обучающихся IX классов.
В 2026 году итоговое собеседование будет проводиться в февральские сроки
(11 февраля) и в дополнительные сроки (11 марта и 20 апреля).
В дополнительные сроки к участию в итоговом собеседовании допускаются
обучающиеся:
- получившие по итоговому собеседованию неудовлетворительный результат
(«незачёт»);
- не явившиеся на итоговое собеседование по уважительным причинам
(болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально (по
решению педагогического совета школы);
- не завершившие выполнение итогового собеседования по уважительным
причинам;
- удаленные с итогового собеседования за нарушение Порядка проведения (по
решению педагогического совета школы).
Продолжительность проведения ИС-9 для каждого участника итогового
собеседования составляет в среднем 15 минут. Для участников ИС-9 с ОВЗ,
детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения собеседования
увеличивается на 30 минут.
В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое
собеседование участник вправе пересдать итоговое собеседование в текущем
учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки,
предусмотренные расписанием проведения итогового собеседования.
Повторно допускаются к итоговому собеседованию в дополнительные сроки в
текущем учебном году следующие участники:
• получившие по итоговому собеседованию неудовлетворительный результат
(«незачет»);
• не явившиеся на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь
или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
• не завершившие итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь
или иные обстоятельства), подтвержденным документально.
Действие результата итогового собеседования как допуска к ГИА – бессрочно.
Контрольные измерительные материалы итогового собеседования состоят из
четырех заданий:
- чтение текста вслух
- подробный пересказ текста с включением приведенного высказывания
- монологическое высказывание
- диалог
Структура КИМа
На итоговом собеседовании 9-классникам предстоит выполнить всего 4 задания:
задание №1 – чтение текста вслух (2 минуты на подготовку);
задание №2 – пересказ текста из задания №1 с привлечение дополнительной информации из КИМа (2 минуты на подготовку);
задание №3 – 3-минутный монолог на заданную тему (предоставляется выбор одной из 3-х предложенных тем);
задание №4 – диалог с экзаменатором на тему, выбранную экзаменуемым в задании №3.
Оценивание
Оценивание итогового сочинения на ОГЭ будет по следующим критериям:
Задание | Тип задания | Максимальный бал |
1 | Чтение вслух | 2 |
2 | Пересказ текста | 5 |
3 | Монолог | 3 |
4 | Диалог | 2 |
— | Владение русским зыком | 8 |
| | Всего | 20 |
В итоге за правильное выполнение всех заданий девятиклассник может получить 20 баллов. Результат переводится в отметки «зачет» или «незачет». Отметка «зачет» выставляется, если участник набирает более 10 баллов включительно. При результате в 9 и менее баллов школьник получает отметку «незачет».
Структура итогового собеседования
Итоговое (устное) собеседование – это четко
структурированный экзамен, состоящий из двух частей и четырех заданий,
выполняемых последовательно за 15–16 минут (для лиц с ОВЗ – до 45 мин). Весь
ответ участника аудио записывается. Ключевая цель – оценить практические навыки
устной речи: чтение, пересказ, построение монолога и ведение диалога.
Часть 1: Работа с текстом (задания 1 и 2). Вы
получаете один текст (обычно 170–200 слов, повествовательного характера, часто
о выдающихся людях, событиях, явлениях науки/культуры):
§ задание
1: чтение текста вслух. Подготовка – до 2 минут. Нужно прочитать текст
выразительно, соблюдая нормы произношения, интонацию и темп;
§ задание
2: подробный пересказ текста. Подготовка – до 2 минут. Нужно пересказать текст,
обязательно включив в него приведенную в задании цитату (высказывание) уместно
и логично. Разрешается использовать сделанные во время подготовки пометки в
КИМ.
Наглядность: представим текст о подвиге врачей во
время пандемии. Сначала вы его читаете, затем пересказываете, вставляя,
например, цитату: «Как отметил главный инфекционист страны, «самоотверженность
медиков стала щитом для миллионов».
Часть 2: Тематическое высказывание (задания 3 и 4):
§ задание
3: монолог. Подготовка – 1 минута. Нужно выбрать ОДНУ из трех предложенных тем
и построить связное монологическое высказывание (не менее 10 фраз). Типы тем:
описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по
поставленной проблеме;
§ задание
4: диалог. Подготовки нет. Экзаменатор-собеседник задаст вам 3 вопроса по теме
вашего монолога. Требуются развернутые, содержательные ответы.
Наглядность: вы выбираете описание фотографии с
волонтерами, сажающими деревья. Рассказываете о ней (монолог). Затем
экзаменатор спрашивает: «Как вы думаете, почему люди становятся волонтерами?»,
«Какие экологические проблемы актуальны в вашем регионе?», «Участвовали ли вы
сами в подобных акциях?» (диалог).
На основании анализа последних лет (включая регламент
2024/25 и заявленные ФИПИ подходы) глобальных изменений в структуре и количестве
заданий устного собеседования в 2026 году не ожидается. Формат из двух частей и
четырех заданий, ключевые критерии оценивания останутся стабильными.
Как пересказать текст
на устном собеседовании?
Пересказ – ключевое задание первой части, требующее не
просто воспроизведения текста, а его осмысленной обработки с включением
заданной цитаты. Максимум 4 балла.
Алгоритм выполнения:
§ внимательное
чтение (во время подготовки к заданию 1): уловите основную мысль, определите
микротемы (основные смысловые части, обычно совпадают с абзацами);
§ анализ
цитаты (во время подготовки к заданию 2 — 2 мин): прочтите приведенное
высказывание. Поймите его смысл и автора (если указан). Определите, к какой
части текста (к какой микротеме) оно относится логически. Где его упоминание
будет наиболее уместно? Обычно это середина пересказа при характеристике
человека/явления или вывод.
Планирование пересказа:
§ мысленно
или кратко в черновике наметьте план по микротемам. Не пытайтесь запомнить
дословно!
§ Продумайте
место для цитаты. Как ее ввести? («Как писал…», «По словам…», «Нельзя не
вспомнить слова…», «Это подтверждается высказыванием…»).
Выполнение пересказа:
§ излагайте
текст своими словами, последовательно раскрывая микротемы;
§ плавно
включите цитату в нужном месте. Используйте вводные фразы;
§ соблюдайте
нормы цитирования: точное воспроизведение кавычек и авторства (если есть).
§ Ошибка:
«Жуков сказал про Рокоссовского что он был умным» вместо «Г. К. Жуков отмечал:
«Рокоссовский был очень умным полководцем».
§ оворите
четко, связно, сохраняя естественный темп.
§ Критерии
успеха (как получить 4 балла):
§ сохранены
все основные микротемы исходного текста (2 балла);
§ цитата
включена уместно (к месту) и логично (обоснованно, по смыслу) (1 балл);
§ цитата
передана точно (без искажений), оформлена грамотно (есть кавычки, правильно
назван автор/источник, если указан) (1 балл).
§ Типичные
ошибки:
§ упустить
или добавить микротему (теряет баллы по п1);
§ «воткнуть»
цитату куда попало, не связав с контекстом (0 по п2);
§ исказить
цитату, забыть кавычки, не указать автора (0 по п3);
§ читать
текст «по бумажке» или пытаться заучить дословно (сбивает темп, звучит
неестественно).
§ Повествование
на основе жизненного опыта
§ Это
один из трех вариантов построения монолога. Его суть – рассказать историю из
вашей жизни, связанную с предложенной темой. Максимум 3 балла.
§ Как
это выглядит в КИМ:
§ заголовок:
«Повествование на основе жизненного опыта»;
§ тема:
«Незабываемый поход (путешествие)».
§ Задание:
«Расскажите о том, как Вы ходили в поход (путешествовали). Не забудьте
рассказать:
§ куда
и когда Вы ходили в поход (путешествовали);
§ с
кем Вы ходили в поход (путешествовали);
§ что
Вам запомнилось больше всего;
§ чем
закончилось Ваше путешествие (поход).»
§ Как
построить монолог? Начните с завязки (начало истории):
§ укажите
время и место, например: «Это случилось прошлым летом, когда мы с семьей
отправились в поход по Кавказским горам…»;
§ представьте
участников: «Вместе со мной были мои родители и мой лучший друг Саша…»;
§ обозначьте
исходную ситуацию: «Мы давно мечтали о таком приключении и тщательно к нему
готовились…».
§ Развитие
действия (кульминация — самое важное/запоминающееся):
§ расскажите
о событиях в хронологическом порядке: «В первый день… Потом… На третий день
случилось нечто удивительное…»;
§ опишите
ключевое, самое яркое событие: «Больше всего мне запомнился момент, когда…»,
«Никогда не забуду, как…»;
§ используйте
глаголы действия для динамики: «Мы поднимались…», «Встретили…»,
«Преодолевали…», «Наблюдали…».
§ Развязка
(завершение истории):
§ расскажите,
чем все закончилось: «В итоге мы благополучно…», «Наше путешествие завершилось
у…»;
§ выразите
свои чувства/вывод: «Это был незабываемый опыт…», «Я понял(а), что…», «Это путешествие
научило меня…».
§ Ключевые
моменты для успеха:
§ объем:
не менее 10 фраз (М1: 2 балла);
§ логика:
события излагаются последовательно, без скачков и противоречий (М2: 1 балл);
§ личный
опыт: история должна быть правдивой (или правдоподобной), основанной на вашем
опыте. Не сочиняйте фантастику!
§ Эмоции.
Не бойтесь делиться чувствами, которые вы испытывали: «Мне было страшно, но
интересно…», «Мы невероятно обрадовались…»;
§ детали.
Добавляйте конкретику для живости: «…у ручья с ледяной водой», «…с тяжелыми рюкзаками
за спиной», «…когда увидели рассвет над горами»;
§ подготовка
(1 минута): быстро выберите подходящую реальную историю. Набросайте мысленно
или в черновике ключевые точки: Место/Время? Кто? Что случилось (главное
событие)? Чем закончилось? Чувства/Вывод.
§ Как
описывают фотографии на устном собеседовании
§ Это
самый популярный выбор среди девятиклассников. Задача – устно описать
изображение на фотографии, следуя предложенному плану. Максимум 3 балла.
§ Как
это выглядит в КИМ:
§ заголовок:
«описание фотографии»;
§ тема
(например): «занятие спортом»;
§ картинка:
фотография (например, дети играют в футбол на школьном стадионе).
§ Задание:
«Опишите фотографию. Не забудьте описать:
§ место
и время действия;
§ событие,
изображённое на фотографии;
§ действующих
лиц;
§ их
внешний вид;
§ их
действия;
§ настроение,
которое передает фотография.»
§ Как
построить монолог? Начинайте с общего впечатления и контекста:
§ что
изображено? Какое общее впечатление? («На этой фотографии запечатлен яркий
момент спортивной игры…», «Фото передает атмосферу дружеского соревнования…»);
§ укажите
место и (если понятно) время года/суток/события: «Действие происходит на
школьном стадионе, вероятно, весенним днем…», «Мы видим спортивный зал во время
соревнований…»).
§ Действующие
лица и событие:
§ назовите
основных участников: «На переднем плане мы видим двух мальчиков…», «На
фотографии изображены юные футболисты…»;
§ кратко
опишите их внешний вид (одежда, позы, выражение лиц — только самое характерное,
не перечисляйте все детали!) «Они одеты в спортивную форму, их лица
сосредоточены…», «У девочки в центре радостная улыбка и яркая повязка на
голове…»;
§ опишите
событие и действия героев: «Мальчики азартно борются за мяч…», «Девочка
забивает решающий гол…», «Команда ликует после победы…»;
§ детали
фона (кратко): что происходит на заднем плане? «На трибунах видны болельщики…»,
«На заднем плане зеленеют деревья…».
§ Настроение
и заключение:
§ опишите
настроение, которое передает фото: «Фотография излучает энергию, радость и
спортивный азарт…», «Снимок передает чувство единства и командного духа…»;
§ сделайте
общий вывод или выразите свое отношение: «Это фото – отличный пример того, как
спорт объединяет людей…», «Мне кажется, фотографу удалось поймать очень
эмоциональный момент…».
§ Ключевые
моменты для успеха:
§ объем:
не менее 10 фраз;
§ логика:
описание структурировано (от общего к частному, от переднего плана к заднему),
детали не «перескакивают»;
§ следование
плану: обязательно раскройте все пункты, указанные в задании (место, событие,
лица, внешность, действия, настроение). Это гарантирует полноту;
§ детализация
(умеренная). Используйте точные прилагательные и наречия: «яркий мяч»,
«сосредоточенно смотрят», «стремительно бежит». Избегайте банальностей
(«красивая картинка», «хорошие люди»);
§ субъективность:
ваше восприятие настроения – это ваше мнение. Обоснуйте его: «Настроение
радостное, потому что все улыбаются…».
§ Подготовка
(1 минута): внимательно рассмотрите фото. Определите:
§ Где?
Когда?
§ Что
происходит (событие)?
§ Кто
главные герои? Как выглядят? Что делают?
§ Какое
общее настроение? Почему?
§ Мысленно
составьте фразы по каждому пункту задания.
§ Что
такое рассуждение на устном собеседовании?
§ Рассуждение
— это самый сложный, но и самый выигрышный вариант монолога на итоговом
собеседовании. В отличие от описания фотографии или повествования о личном
опыте, здесь вам предстоит не просто рассказать, а продемонстрировать работу
своей мысли. По сути, это ваша мини-презентация на 2–3 минуты, где вы
выступаете в роли мыслителя, способного анализировать, доказывать и делать
выводы.
§ Из
чего строится классическое рассуждение (формула успеха):
§ 1.
Тезис (ваша главная мысль). Это ваш четкий и ясный ответ на поставленный
проблемный вопрос. Он задает вектор всей речи.
§ Пример
вопроса: «Нужно ли современному человеку умение работать руками?»:
§ правильный
тезис: «Я уверен(а), что в цифровую эпоху умение работать руками не только не
утратило актуальности, но и стало признаком самостоятельности и свободы
человека»;
§ ошибка:
«Ну, работать руками полезно… иногда… это хорошо…» (расплывчато и неконкретно).
§ 2.
Аргументы (2–3 доказательства). Это фундамент вашего высказывания. Каждый
аргумент должен подкреплять тезис и быть развернутым:
§ аргумент
1 (логический + пример): «Во-первых, ручной труд развивает мозг. Исследования
показывают, что нейронные связи активнее формируются, когда мы что-то создаем
физически, а не просто листаем ленту соцсетей. Например, сборка моделей или обучение
игре на гитаре улучшают концентрацию и память»;
§ аргумент
2 (из жизни/литературы): «Во-вторых, это вопрос независимости. Умение починить
велосипед, собрать мебель или приготовить сложное блюдо делает человека менее
уязвимым перед внешними обстоятельствами. Как говорил Антуан де Сент-Экзюпери:
«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Я бы перефразировал: «Ты в
ответе за все, что можешь починить сам»».
§ 3.
Вывод. Краткое и сильное резюме, которое подводит итог всему сказанному и еще
раз подтверждает ваш тезис:
§ Пример
вывода: «Таким образом, умение работать руками — это не пережиток прошлого, а
важный навык будущего, который делает нас умнее, самостоятельнее и свободнее».
§ Темы
рассуждения на устном собеседовании
§ Как
выбрать тему и не прогадать? Темы для рассуждения всегда формулируются как
проблемный вопрос. Самые частые категории:
§ нравственный
выбор: «Что важнее: быть правым или быть добрым?», «Всегда ли нужно говорить
правду?»;
§ вызовы
современности: «Может ли искусственный интеллект заменить учителя?», «Соцсети:
разъединяют или объединяют людей?»;
§ вечные
ценности: «Что такое настоящая дружба?», «Зачем человеку мечтать?».
§ Советы
для безупречного выполнения:
§ используйте
языковой «каркас»: Связки типа «С одной стороны… с другой стороны…»,
«Представим, что…», «Это доказывает, что…» сделают вашу речь структурированной;
§ будьте
краткими, но глубокими: не пытайтесь объять необъятное. Лучше взять 2 сильных
аргумента и раскрыть их, чем перечислять 5 слабых;
§ апеллируйте
к авторитетам: упоминание книг, исторических личностей, научных фактов (даже
известных) резко повышает весомость ваших слов;
§ следите
за временем: идеальное рассуждение — это 12–15 фраз, уложенных в 2,5–3 минуты.
§ Чего
избегать:
§ штампов:
«В наше время все сидят в телефонах…»;
§ неаргументированных
утверждений: «Это плохо/хорошо, потому что я так думаю»;
§ ухода
от темы: если вопрос о дружбе между людьми, не нужно рассказывать о своей
собаке.
§ Диалог
устного собеседования
§ Диалог
– это заключительное задание, напрямую связанное с вашим только что произнесенным
монологом (задание 3). Экзаменатор-собеседник задает вам три вопроса по
выбранной вами теме. Ваша задача – дать развернутые, содержательные ответы.
Максимум 3 балла.
§ Как
это происходит:
§ сразу
после вашего монолога экзаменатор говорит что-то вроде: «Спасибо. А теперь я
хотел(а) бы задать вам несколько вопросов по этой теме»;
§ вопросы
берутся из КИМ и напрямую связаны с темой вашего монолога. Они направлены на
углубление темы, уточнение вашей позиции, выявление вашего мнения или опыта.
§ Примеры
(для темы «Занятие спортом» после описания фото):
§ «Как
вы считаете, почему для подростков важно заниматься спортом?»
§ «Какие
виды спорта популярны среди ваших сверстников?»
§ «Расскажите,
каким спортом увлекаетесь вы?»
§ Например,
вопрос: «Почему важно заниматься спортом?
§ односложно
(0 баллов): «Чтобы быть здоровым»;
§ развернуто
(засчитывается): «Заниматься спортом важно, прежде всего, для укрепления
здоровья. Он помогает развивать выносливость, силу, делает тело более крепким и
гибким. Кроме того, спорт учит дисциплине и умению работать в команде, что
полезно и в учебе, и в жизни».
§ Вопрос:
«Каким спортом вы увлекаетесь?»
§ односложно
(0 баллов): «Плаванием»
§ развернуто
(засчитывается): «Я увлекаюсь плаванием. Хожу в бассейн три раза в неделю. Мне
нравится, как вода снимает напряжение после учебы, и я чувствую, что это
отлично развивает все группы мышц. В прошлом году я даже участвовал(а) в
школьных соревнованиях».
§ Стратегия
успеха:
§ 1.
Внимательно слушайте вопрос. Убедитесь, что поняли его правильно. Если что-то
не расслышали или не поняли, вежливо переспросите: «Извините, не могли бы вы
повторить вопрос?».
§ 2.
Не спешите. Подумайте 5–10 секунд, прежде чем начать отвечать.
§ 3.
Стройте ответ как мини-монолог:
§ начните
с прямого ответа на вопрос (повторите ключевое слово вопроса или используйте
вводную фразу: «Я считаю, что…», «На мой взгляд…», «Я увлекаюсь…»);
§ приведите
1–2 аргумента, объяснение или пример, почему вы так думаете, как это
проявляется, что это значит;
§ сделайте
краткий вывод или обобщение.
§ 4.
Говорите четко и уверенно.
§ 5.
Поддерживайте визуальный контакт с экзаменатором (если это комфортно).
§ 6.
Используйте слова-связки в ответе («потому что», «например», «кроме того», «с
одной стороны… с другой стороны», «таким образом»).