Функциональная грамотность — это умение эффективно
действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как
«повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно
строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована
через формат международного исследования PISA.
Минпросвещения России информирует об открытии для
всех образовательных организаций доступа к электронному банку тренировочных
заданий по оценке функциональной грамотности (далее – Платформа). Областью
применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по
направлениям функциональной грамотности (читательской, математической,
естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:
− формирование банка заданий;
− формирование проектов тренировочных работ;
− прохождение тренировочной работы обучающимися в
режиме реального времени;
− проверку развернутых ответов экспертами;
− накопление, хранение и обработку результатов
тренировочных работ.
На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ. После авторизации на Платформе становится доступен функционал создания мероприятий с выбором даты, контрольно-измерительного материала (КИМ) с направлением функциональной грамотности, наименованием мероприятия, а также с указанием количества обучающихся – участников мероприятия. После прохождения работы обучающимися у учителя на странице с мероприятиями будет отображаться прогресс прохождения работы детьми, а также появится уведомление о необходимости ее проверки.
В целях обеспечения возможности повторного участия в
мероприятии обучающихся, которые ранее уже выполняли тренировочную работу на
Платформе, будут доступны новые варианты КИМ.
Ссылка на систему в сети «Интернет»:
https://fg.resh.edu.ru/
По вопросам работы Платформы можно обращаться по
адресу электронной почты: fg@edu.ru.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление.
Главной характеристикой каждой составляющей
является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая
при этом разнообразные задачи.
1. Читательская грамотность
Способность человека понимать и использовать
письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
2. Естественно-научная грамотность
Способность человека занимать активную гражданскую
позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями
3. Математическая грамотность
Способность формулировать, применять и
интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять
математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты
4. Финансовая грамотность
Совокупность знаний, навыков и установок в сфере
финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению
качества жизни.
5. Креативное мышление
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на
получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или
эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции
Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и
ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с
людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных
лиц в решении глобальных проблем
Центр оценки качества образования
ИСРО РАО
Важнейшими задачами Центра являются:
проведение фундаментальных и прикладных исследований
в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого
обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка
качества образования в России и странах мира.
Ссылка: http://www.centeroko.ru/
Примеры открытых заданий по функциональной
грамотности ПИЗА
Ссылка: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
Примеры открытых заданий по математической
грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по естественнонаучной
грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по финансовой грамотности
ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по читательской грамотности
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования
функциональной грамотности)
Издательство «Просвещение»
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:
- Медиатека (prosv.ru). Электронные учебники в Медиатеке. 1000 учебников с интерактивными объектами и удобной навигацией. Можно использовать через сайт или мобильное приложение.Доступ к электронным учебникам издательства «Просвещение».
- Электронный банк заданий по функциональной грамотности.
- Функциональная грамотность в современном образовании.
- Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA.