20.01.2022
20.01.2022
С 1 сентября 2012 года начал
действовать Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью развитию» (далее - Закон).
Он направлен на защиту детей
от травмирующего воздействия на их неокрепшую психику негативной и, способной
развить в ребенке порочные наклонности информации.
Актуальность этой проблемы
очень высока. В силу отсутствия жизненного опыта, неокрепшей психики, ребенок
более других подвержен воздействию через компьютерные игры, мобильную связь,
рекламу, и особенно, через всемирную паутину сети «Интернет».
Законом вводится само понятие
информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей.
Делится она на два основных
вида:
1. Запрещенная к размещению.
Это информация, вызывающая у детей страх, панику, а также оправдывающая насилие
и противоправное поведение, в том числе информация, побуждающая к действиям,
представляющим угрозу их жизни и здоровью, провоцирующая детей на суицид.
2. Информация,
распространение которой ограничено возрастной категорией ее потребителей,
которые сформированы по четырем возрастным категориям: не достигшие 6 лет,
достигшие 6 лет, достигшие 12 лет, достигшие 16 лет.
Например, для детей,
достигших 6 летнего возраста: допускается к обороту продукция, содержащая
ненатуралистическое изображение или описание несчастного случая, аварии,
ненасильственной смерти, но без демонстрации их последствий, которые могут
вызвать у детей ужас, страх.
К обороту продукции, допускаемой для детей,
достигших 16 лет, может быть отнесена информация о наркотиках, с указанием последствий их употребления, но без демонстрации применения, и при условии,
что выражается отрицательное или осуждающее отношение к их потреблению.
Также для подростков,
достигших 16-летнего возраста, допускается информация, не эксплуатирующая
интереса к сексуальным отношениям и не носящая оскорбительного характера при
изображении или описании половых отношений между мужчиной и женщиной.
Дошкольникам разрешается
просмотр видеопродукции, разрешенной детям, достигшим 12 лет, при условии
нахождения рядом их родителей или иных законных представителей.
Сведения о том, какой
возрастной категории несовершеннолетних разрешен тот или иной информационный
продукт, должны указываться его производителем в сопроводительных документах.
Информация о том, для какой возрастной категории рекомендован фильм, спектакль
или другой продукт, должна быть размещена на афишах, рекламных объявлениях,
входных билетах.
Перед демонстрацией
зрелищного продукта, разрешенного для ограниченной возрастной категории, должно
производиться звуковое оповещение о
недопустимости присутствия детей определенной возрастной категории.
Информация о том, кому не
рекомендован просмотр того или иного фильма, указывается в прокатном
удостоверении - разрешительном документе на прокат фильма, а также в
свидетельстве о регистрации в качестве средства массовой информации любого
периодического издания.Хочу такой сайт
Закон также вводит ограничения
по времени демонстрации теле, видео продукции ограниченного оборота: с 4 часов
до 23 часов и с 7 часов до 21 часа. Однако эти ограничения не распространяются
на каналы, подключаемые на платной основе. Каждый родитель сам определяет какая
информация будет доступна его ребенку.
Введены защитные барьеры к
печатной продукции: первая и последняя страницы газет, журналов не должны
содержать информацию, причиняющую вред здоровью ребенка.
Информация, запрещенная для
детей, не должна распространяться в образовательных, медицинских учреждениях, а
также учреждениях культуры и не может
размещаться на расстоянии менее чем 100 метров от их зданий.
Что касается ограничения
доступа детей к информации, распространяемой посредством
информационно-телекоммуникационных сетей, то здесь такая обязанность
возлагается на операторов связи, оказывающих данные услуги, требуя применения
ими технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации,
причиняющей вред их здоровью.
Оценивается содержание такой
продукции экспертными учреждениями, специально аккредитованными Правительством
РФ.
Надзор и контроль за
исполнением данного закона будет осуществляться с учетом положений Федерального
закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей».
На Роспотребнадзор возложены
полномочия по осуществлению государственного контроля за соответствием
информационной продукции (предупреждения), реализуемой потребителям,
требованиям законодательства. Это касается указания в сопроводительных
документах сведений, полученных в результате классификации названных товаров,
размещения соответствующего знака информпродукции.
Министерству культуры России
поручено определить порядок размещения знака информпродукции и (или) текстового
предупреждения об ограничении ее распространения перед началом демонстрации
фильма при кино- и видеообслуживании. Кроме того, Министерство теперь
осуществляет госконтроль и надзор за соблюдением требований законодательства к
обороту аудиовизуальной информпродукции на любых видах носителей, а также
информпродукции, распространяемой посредством зрелищных мероприятий.
Роскомнадзор организует
экспертизу продукции в целях обеспечения
информбезопасности детей, а также аккредитует экспертов и экспертные
организации для проведения экспертизы и ведет их реестр.
На Рособрнадзор возложен
госнадзор за соблюдением образовательными учреждениями и научными организациями
требований законодательства к информпродукции, используемой в образовательном
процессе.
Функции по выработке и
реализации государственной политики в данной сфере осуществляет Минкомсвязи
России, которое определяет порядок проведения экспертизы, возмещения связанных
с ней расходов, правила размещения знака информпродукции и (или) текстового
предупреждения об ограничении ее распространения перед началом трансляции
телепрограммы или передачи, требования к административным и организационным
мерам, к техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей.
Закон предусматривает
возможность общественного контроля в указанной сфере. Общественные объединения
и некоммерческие организации вправе осуществлять мониторинг оборота
информационной продукции и при наличии с их точки зрения оснований, обращаться
в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для проведения
экспертизы информационной продукции.