РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ для организации отдыха детей и их оздоровления пришкольного лагеря «Солнышко» МБОУ СОШ №4 г. Миллерово СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ 1.1. Цель и задачи воспитания 1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности 1.3. Основные направления воспитания 1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. Модуль «Будущее России. Ключевые мероприятия» 2.2. Модуль «Отрядная работа. КТД» 2.3. Модуль «Самоуправление» 2.4. Модуль «Дополнительное образование» 2.5. Модуль «Здоровый образ жизни» 2.6. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» 2.7. Модуль «Профилактика и безопасность» 2.8. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями» 2.9. Модуль «Работа с родителями» 2.10. Модуль «Экскурсии и походы» 2.11. Модуль «Профориентация» 2.12. Модуль «Детское медиа-пространство» 2.13. Модуль «Цифровая среда воспитания» 2.14. Модуль «Социальное партнерство» Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Особенности организации воспитательной деятельности 3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания Приложение 4 9 9 10 12 13 15 15 20 23 24 25 26 27 26 29 29 30 31 32 32 34 31 34 38 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа воспитания для организации отдыха детей и их оздоровления (далее Программа воспитания, Программа) МБОУ СОШ №4 разработана на основе рекомендаций ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Смена», в соответствии с нормативно-правовыми документами: Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990). Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». Приказы №№286,287 Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования от 31 мая 2021 года. Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р). Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26. 12.2017 № 1642). Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.). Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в пришкольном лагере, разработана с учетом государственной политики в области образования и воспитания. Программа создана с целью организации непрерывного воспитательного процесса, основывается на единстве и преемственности с общим и дополнительным образованием, соотносится с рабочей программой воспитания МБОУ СОШ №4, реализующих образовательные программы общего образования. Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности, правилам и нормам поведения в российском обществе. Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания. Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе духовнонравственного и социального направлений воспитания. Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания. Ценность здоровья лежит в основе направления физического воспитания. Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания. Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического направления воспитания. «Ключевые смыслы» системы воспитания, с учетом которых должна реализовываться программа: «Люблю Родину». Формирование у детей чувства патриотизма и готовности к защите интересов Отечества, осознание ими своей гражданской идентичности через чувства гордости за свою Родину и ответственности за будущее России, знание истории, недопустимость фальсификации исторических событий и искажения исторической правды, на основе развития программ воспитания детей, в том числе военнопатриотического воспитания, развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества. «Мы - одна команда». Особое внимание в формировании личности ребенка, основ его поведения и жизненных установок отводится социальному окружению, важной частью которого является детский коллектив. Детский коллектив предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации, позволяет сформировать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства. Детский коллектив объединяет детей с разными интересами, потребностями и индивидуальными особенностями. Важно выстраивать работу и коллективные дела так, чтобы они были интересными и значимыми для каждого ребенка. «Россия - страна возможностей». Ребенка воспитывает все, что его окружает. Окружающая среда формирует его взгляды, убеждения, привычки. Важно создавать воспитательную среду, доступную, интересную для ребенка. Создание благоприятной и разнообразной воспитательной среды возможно через вовлечение детей в конкурсы, мероприятия и проекты детских общественных объединений, заинтересованных организаций (АНО «Россия - страна возможностей», АНО «Большая Перемена», Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение Первых», Российское общество «Знание», Российское историческое общество), где каждый ребенок может найти то, что ему по душе. Необходимо популяризировать все возможности и социально значимые проекты организаций. Принимая участие в мероприятиях движений и организаций, школьники получают возможность активно участвовать в общественной жизни страны, формировать гражданскую позицию, основываясь на идеалах добра и справедливости, в том числе через систему личностного и социального роста. Программа включает три раздела: целевой; содержательный; организационный. Приложение: примерный календарный план воспитательной работы. Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ Нормативные ценностно-целевые основы воспитания детей в пришкольном лагере «Солнышко» МБОУ СОШ №4 определяются содержанием российских гражданских (базовых, общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской Федерации. С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания детей включают духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий народов России в качестве вариативного компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями и потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей. Воспитательная деятельность в пришкольном лагере реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 1.1. Цель и задачи воспитания Современный российский общенациональный воспитательный идеал высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами. Российской Федерации в сфере образования цель воспитания: создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2). Задачи воспитания определены с учетом интеллектуально-когнитивной, эмоциональнооценочной, деятельностно-практической составляющих развития личности: усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение социально значимых знаний, формирование отношения к традиционным базовым российским ценностям. 1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности Методологической основой Программы воспитания для организации отдыха детей и их оздоровления МБОУ СОШ №4 являются антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный подходы. Воспитательная деятельность в детском лагере основывается на следующих принципах: принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие; принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение; принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона; принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни; принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения; принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения; принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования. Данные принципы реализуются в укладе пришкольного лагеря МБОУ СОШ №4 , включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события. Уклад - общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции Донского края и пришкольного лагеря, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-эстетическую среду, деятельности и социокультурный контекст. Воспитывающая среда - это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность. Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере: - детские (одновозрастные и разновозрастные отряды). Ключевым механизмом воспитания в детском лагере является временный детский коллектив. Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал временного детского коллектива, необходимо учитывать особенности и закономерности развития временного детского коллектива. - детско-взрослые. Основная цель - содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих ценностей и смыслов у всех участников. Главная детско-взрослая общность в детском лагере - «Дети-Вожатый». 1.3. Основные направления воспитания Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы: - гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации; - патриотическое воспитание - воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; - духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков; - эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей; - трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности; - физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности; - познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию. 1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности Основные традиции воспитания в пришкольном детском лагере «Солнышко» являются: - совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ организации воспитательной деятельности; создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается роль в совместных делах (от участника до организатора, лидера того или иного дела); создание условий для приобретения детьми нового социального опыта и освоения новых социальных ролей; проведение общих мероприятий детского лагеря с учетом конструктивного межличностного взаимодействия детей, их социальной активности; включение детей в процесс организации жизнедеятельности временного детского коллектива; формирование коллективов в рамках отрядов, кружков, секций и иных детских объединений, установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»; ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Уникальность воспитательного процесса в детском лагере заключается в кратковременности, автономности, сборности. Кратковременность - короткий период лагерной смены, характеризующийся динамикой общения, деятельности, в процессе которой ярче высвечиваются личностные качества. Автономность - изолированность ребенка от привычного социального окружения, «нет дневника», вызова родителей - все это способствует созданию обстановки доверительности. Сборность - предполагает объединение детей с разным социальным опытом и разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего окружения, каждый ребенок имеет возможность «начать все сначала». Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности детского лагеря. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях. Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в Календарном плане воспитательной работы (Приложение), утверждаемом ежегодно на июнь с учетом направлений воспитательной работы, установленных в настоящей Программе воспитания. ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ 2.1. Модуль «Будущее России. Ключевые мероприятия» Направлен на формирование сопричастности к истории, географии Российской Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию, формирование национальной идентичности. Деятельность реализуется по направлениям: 1. Церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации и исполнение Государственного гимна Российской Федерации. Торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации проводится в день проведения открытия (закрытия) смены, еженедельно по понидельникам и в дни государственных праздников Российской Федерации. 2. Дни единых действий: 1 июня - День защиты детей; 6 июня - День русского языка; 12 июня - День России; 22 июня - День памяти и скорби; 3. «Движение Первых» С целью формирования у обучающихся представления о назначении Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых», о его месте и роли в достижении приоритетных национальных целей Российской Федерации и своем личном вкладе в социально значимую деятельность предусмотрены следующие форматы: День РДДМ «Движение Первых» . 4. «Цивилизационное наследие России» - важнейший ресурс в воспитании подрастающего поколения, который включает знания о родной природе, достижения культуры и искусства, изобретения и масштабные проекты, реализованные всей страной, это примеры сложных решений, которые принимались людьми в непростых обстоятельствах. Каждый обучающийся должен понимать, что цивилизационное наследие России прежде всего - это подвиги и примеры ратного труда, судьбоносные исторические события, имена тех, кто прославлял Отечество, а также памятники культуры. В рамках модуля дети познакомятся с именами конкретных людей (Экскурсия в станицу Вешенскую) . Изучение России, родного края (экскурсия в хутор Ленина) 5. Просветительский проект «Без срока давности». Проект нацелен на патриотическое воспитание детей и подростков, направлен на формирование их приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям - любви к Родине, добру, милосердию, состраданию, взаимопомощи, чувству долга. Задача педагогической деятельности по реализации этого проекта - показать, какие ценности нашего народа позволили одержать победу над врагами, формирование убеждения о силе духа нашего народа и армии, о их моральном превосходстве. Форматы участия в проекте: Уроки Памяти, Уроки Мужества. Через проведение Уроков детям будет показана важность сохранения памяти о подвигах наших предков, защитивших родную землю и спасших мир от фашистской агрессии, о геноциде советского народа, о военных преступлениях нацистов, которые не имеют срока давности (экскурсия к могиле Неизвестного солдата) 6. «Содружество Орлят России». Цель программы «Содружество Орлят России»: развитие социально-активной личности ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации. Смена в детском лагере является логическим завершением участия младших школьников в годовом цикле Программы развития социальной активности «Орлята России». Основными организационными пространствами детского лагеря являются: отряд = класс, как знакомый и постоянный коллектив для ребёнка; временные объединения детей, для реализации программы смены (спортивная команда, с/у, клуб по интересам, творческая мастерская, научное бюро и т.д.); - все детско-взрослое сообщество летнего лагеря (участие в общелагерных мероприятиях). 7. «Ключевые мероприятия» Ключевые мероприятия - это главные традиционные мероприятия детского лагеря, в которых принимает участие большая часть детей. Торжественное открытие и закрытие смены. Тематические и спортивные праздники, творческие фестивали. Акции, конкурсы, проекты, которые реализуются в течение смены. Участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям. - Проведение всероссийских и региональных мероприятий. 2.2. Модуль «Отрядная работа. КТД» Воспитатель/вожатый организует групповую и индивидуальную работу с детьми вверенного ему временного детского коллектива - отряда. Временный детский коллектив или отряд - это группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря. Для эффективного использования воспитательного потенциала отрядной работы учитываются особенности временного детского коллектива: Коллектив функционирует в течение короткого промежутка времени (18 рабочих дней) коллектив объединяет детей, которые не были знакомы ранее. Автономность существования: влияние внешних факторов уменьшается, ослабляется влияние прежнего социума, например, семьи, класса, друзей. В то же время у коллектива появляется новое место жизнедеятельности. Коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в совместную деятельность. Завершенность развития: полный цикл: от формирования до завершения функционирования. Отрядная работа строится с учетом закономерности развития временного детского коллектива (роста межличностных отношений) и логики развития лагерной смены. Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает: планирование и проведение отрядной деятельности; поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций; - организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и т.д.; - формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через игры, тренинги на сплочение и командообразование, огонек знакомства, визитки; предъявление единых педагогических требований (ЕПТ) по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований; принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать в детском лагере, а также символов, названия, девиза, эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность именно к этому конкретному коллективу; диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров через наблюдение, игры, анкеты; аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ смены, результатов; поддержка детских инициатив и детского самоуправления; - сбор отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний информационный сбор отряда и др.; - огонек (отрядная «свеча»): огонек знакомства, огонек оргпериода, огонек - анализ дня, огонек прощания, тематический огонек. Специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек - это камерное общение, сугубо отрядная форма работы; - коллективно-творческое дело (КТД). Это форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют как старшие помощники и наставники детей. 3. Модуль «Самоуправление» Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на развитие коммуникативной культуры детей, инициативности и ответственности, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержку творческой самореализации детей. Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в организационный период. На уровне детского лагеря: самоуправление в детском лагере складывается из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов. Высшим органом самоуправления является сбор лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа. На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг и др.), представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при взаимодействии с администрацией детского лагеря. 2.3. Модуль «Дополнительное образование» Дополнительное образование детей в детском лагере является одним из основных видов деятельности и реализуется через: программы профильных (специализированных, тематических) смен; - деятельность кружковых объединений, секций, клубов по интересам, студий, дополняющих программы смен в условиях детского лагеря. В рамках шести направленностей: социально-гуманитарная; художественная; естественнонаучная; техническая; туристско-краеведческая; физкультурно-спортивная. Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования предполагает: - приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной, отличной от учебной деятельности, форме; развитие и реализация познавательного интереса; - вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; формирование и развитие творческих способностей обучающихся. 2.4. Модуль «Здоровый образ жизни» Модуль предполагает восстановление физического и психического здоровья в благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение способов восстановления и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к собственному здоровью, способов его укрепления и т.п. Основными составляющими здорового образа жизни являются: оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других повреждений. Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих, включает: физкультурно-спортивных мероприятия: зарядка, спортивные соревнования, эстафеты, спортивные часы; спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем воздухе просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом; оформление образовательной, досуговой и спортивной инфраструктуры; - совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой лагерной и отрядной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы костюма и т.п.); - регулярная организация и проведение с детьми акций и проектов по благоустройству школьного двора; - акцентирование внимания детей посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях детского лагеря, его традициях, правилах; - звуковое пространство детском лагере - аудио сообщения (информация, музыка) позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности, исполнение гимна РФ; - «места новостей» - оформленные места, стенды в помещениях (холл первого этажа,), содержащие в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, поздравления, афиши и т.п.; - размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ детей, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об интересных событиях детском лагере. 2.5. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского лагеря обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского лагеря. Реализация воспитательного потенциала предметно-эстетической среды предусматривает: - тематическое оформление интерьера классных комнат; - озеленение территории детского лагеря, оборудование отрядных мест, спортивных и игровых площадок, - оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свои фантазию и творческие способности. Отрядный уголок - форма отражения жизнедеятельности отряда, постоянно действующая, информирующая и воспитывающая одновременно, вызывающая интерес и стимулирующая Модуль «Профилактика и безопасность» Профилактика и безопасность - профилактика девиантного поведения, конфликтов, создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам; Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском лагере предусматривает: физическую и психологическую безопасность ребенка в новых условиях; специализированные проекты и смены; целенаправленную работу всего педагогического коллектива по созданию в детском лагере эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности; разработку и реализацию разных форм профилактических воспитательных мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях, религиозные объединения, культы, субкультуры, безопасность дорожного движения, противопожарная безопасность, гражданская оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т.д.; организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению; 2.6. поддержку инициатив детей, педагогов в сфере укрепления безопасности жизнедеятельности в детском лагере, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению - познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.). - Модуль «Работа с вожатыми.» Главными субъектами успешной и качественной работы с детьми в детском лагере являются вожатые – обучающиеся 10 педагогического класса 2.7. ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ 2.8. Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На групповом уровне: родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов; родительские дни (дни посещения родителей), во время которых родители могут посещать детский лагерь для получения представления о деятельности детского лагеря; творческий отчетный концерт для родителей; родительские форумы при интернет-сайте детского лагеря, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов. На индивидуальном уровне: работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. 3. Модуль «Экскурсии и походы» Организация для детей экскурсий, походов и реализация их воспитательного потенциала. Экскурсии, походы помогают ребятам расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях. С этой целью для детей организуются туристские походы, экологические тропы, тематические экскурсии: профориентационные экскурсии, экскурсии по памятным местам и местам боевой славы, в музей. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. 4. Модуль «Профориентация» Воспитательная деятельность по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб. Задача совместной деятельности педагогических работников и детей - подготовить ребенка к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Эта работа осуществляется через: циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку ребенка к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания детей о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной детям профессиональной деятельности; участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебнотренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков. 5. Модуль «Детское медиапространство» Цель детского медиапространства (создание и распространение текстовой, аудио и видео информации) - развитие коммуникативной культуры, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации детей. Воспитательный потенциал детского медиапространства реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: детский медиацентр - созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение; детская интернет-группа, принимающая участие в поддержке детского лагеря и соответствующей группы в социальных сетях с целью освещения деятельности детского лагеря в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к детскому лагерю, информационного продвижения ценностей детского лагеря и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, педагогическими работниками и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для лагеря вопросы; 6. Модуль «Цифровая среда воспитания» Модуль является вспомогательным, не уменьшает важности и значимости очных воспитательных мероприятий для детей. Цифровая среда воспитания - совокупность условий для реализации воспитательной деятельности с применением дистанционных технологий, электронных информационных ресурсов, цифрового контента и технологических средств. Развитие цифровой среды воспитания особенно актуально в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. Цифровая среда воспитания предполагает следующее: формирование культуры информационной безопасности, информационной грамотности, противодействие распространению идеологии терроризма; - освещение деятельности детского лагеря в официальных группах в социальных сетях и на официальном сайте детского лагеря. 7. Модуль «Социальное партнерство» Взаимодействие МБУ ДО ДДиЮ г.Миллерово, МУК ДК Миллеровского района, МБУ ДО ЭБЦ г. Миллерово, городская библиотека №2, Церковь Пантелеимона Целителя и др. - Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает: - участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (выставки, встречи, тематические дни, дни открытых дверей, государственные, региональные, тематические праздники, торжественные мероприятия и т.п.); - проведение на базе организаций-партнеров экскурсий, встреч, акций воспитательной направленности при соблюдении требований законодательства Российской Федерации; Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Особенности организации воспитательной деятельности Программа воспитания реализуется посредством формирования социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательных отношений руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные воспитательно значимые виды совместной деятельности. Детский лагерь - особое образовательное учреждение, в котором создаются условия для обеспечения воспитывающей, эмоциональнопривлекательной деятельности детей, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности. Кратковременный характер пребывания, новое социальное окружение, разрыв прежних связей, позитивная окраска совместной деятельности со сверстниками, и др. позволяют создать оптимальные условия для осуществления воспитательной деятельности и актуализации самовоспитания. Воспитательный потенциал детского лагеря обладает рядом преимуществ по сравнению с другими образовательными организациями: добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в детском демократическом сообществе, активность и самостоятельность ребенка в выборе содержания и результативности деятельности; творческий характер деятельности; многопрофильность; отсутствие обязательной оценки результативности деятельности ребенка, официального статуса; опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с детьми и взрослыми; опыт жизнедеятельности и общения в коллективах высокого уровня развития, где наиболее успешно проходит самоактуализация личности. Воспитательный потенциал детского лагеря позволяет осуществлять воспитание через изменение, конструирование особой среды проживания в условиях временного детского объединения - социальной микросреды, в которой протекает жизнедеятельность детей в условиях детского лагеря. Оздоровительный пришкольный лагерь «Солнышко» МБОУ СОШ И№4 начинает свою работу 1 июня 2023 года. Смена длится 18 рабочих дней. Режим дня летнего пришкольного лагеря «Солнышко» 2022-2023уч. г.: 1. Приём детей – 8.00 – 8.30 2. Линейка 8.30-8.45 3. Зарядка – 8.45 – 9.00 4. Завтрак – 9. 00 – 9. 30 5. Работа по плану – 9.30 – 12.30 6. Обед – 13. 00 – 13. 40 7. Уход детей домой – 14. 00 8. Совещание педагогов – 14. 00 – 14. 10 В лагере отдыхают 60 детей с 7 до 11 лет, включая детей с ОВЗ и «группы риска». Административный персонал – начальник лагеря, педагогический состав – 12 педагогов МБОУ СОШ №4, вожатые – обучающиеся 10 педагогического класса, обслуживающий персонал – 5 человек (повар, посудомойщик, уборщики помещений) 3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания Основным методом анализа воспитательного процесса в детском лагере является самоанализ воспитательной работы, который проводится в конце смены с целью выявления основных проблем и последующего их решения, совершенствования воспитательной работы в детском лагере. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в детском лагере, являются: принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных - таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между детьми и взрослыми; принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности. результаты воспитания представлены в виде целевых ориентиров: усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение социально значимых знаний, формирование отношения к традиционным базовым российским ценностям. 2. Состояние организуемой в детском лагере совместной деятельности детей и взрослых. Показателем эффективности воспитательной работы является наличие в детском лагере интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Методы анализа, которые используются детским лагерем при проведении самоанализа организуемой воспитательной работы: социологические: опрос участников образовательных отношений, педагогические: тестирование, собеседование, педагогическое наблюдение, игровые методы, аналитическая работа с детьми, метод самооценки. Итогом самоанализа организуемой в детском лагере воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.