ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Шаги к Олимпу» предназначена для организации внеурочной деятельности в 9 классах, рассчитана на 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год, направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию. Школьники должны иметь мотивацию к обучению истории, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа дополняет школьный курс истории Отечества яркими страницами истории, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые выходят за рамки школьной программы, способствуют расширению и углублению знаний о данной науке. Программа по внеурочной деятельности по истории «Шаги к Олимпу» предполагает другой стиль общения учителя и учеников. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению основ истории, а развивает у обучающихся интерес к истории и научнопознавательной деятельности. Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом утвержденным Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего 1 образования” При организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основополагающими нормативными документами являются: -Конституция Российской Федерации (ст.43), -Федеральный закон РФ “Об образовании в Российской Федерации” от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ; -Федеральный закон РФ “О внесении изменений в ФЗ ”Об образовании в РФ “ по вопросам воспитания обучающихся от 31. 07. 2020 г. № 304-ФЗ; -Приказ Министерства просвещения РФ “О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся “ от 11. 12. 2020 № 712; -Письмо Минобрнауки Российской Федерации “Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования” от 12.05.2011 № 03-296. -Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 «О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации 1 https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920 обучения, содержания в общеобразовательных организациях»(зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2015 г. регистрационный№40154)2 Изучение предложенных тем в программе направлено на достижение целей: актуализация знаний истории и развитие надпредметных гибких навыков учеников через использование командной работы, определение индивидуальных траекторий, развитие мотивации к исследовательской деятельности и принятию необходимых решений. Для достижения поставленных целей определены задачи: отбор информационных блоков для внеурочных занятий; использование мозговых штурмов и дискуссий; составление нормативных установок, позволяющих соблюдать регламент этапов работы и проявлять уважение к собеседнику, высказывая свое мнение; каждый блок занятий выстраивать через причинноследственные связи; создавать условия для самореализации и самоопределению обучаемых; воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленных в Конституции Российской Федерации; освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации, обществе, социальных ролях; формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповедования, правоотношений, семейнобытовых отношений. Программа призвана привить интерес к истории мира и Отечества, а также дать навык самостоятельной работы с литературой и источниками, что является подготовкой учащихся к сдачи ОГЭ за курс основной школы и одновременно расширяет границы знаний по обществознанию, формируя функциональную грамотность обучаемых. 2 http://www.garant.ru/hotlaw/federal/678630/#ixzz3vFNhWpwH ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Структура курса и последовательность изложения материала Программа предусматривает выделение семи разделов изучение материала, взаимосвязанных между собой, составленные с учетов возрастных особенностей развития обучаемых. В программе предложены темы, охватывающие общие вопросы истории, а также материалы, которые помогут ученикам проводить исследовательскую деятельность. Так в первой главе отводится время на знакомство обучаемых с проведением отбора информации, систематизацией материала, работой с картой, иллюстрациями, макетами и другими источниками. Вторая, третья, четвертая, пятая главы расширяют знания обучаемых об истории Древнего мира, выдающихся личностей эпохи и достижений человечества. Шестой раздел изучает историю Древней Руси с опорой на исторические факты, характеристики личностей, направлен на формирование культурной памяти учеников, а так же предполагает знакомство с традициями и культурой различных народов, дошедших до наших дней с моментов образования государства. Седьмой раздел посвящен краеведению, направлен на формирование любви к малой Родины, культурной идентичности. Исторические события рассматриваются с учетом причинно-следственных связей. Место внеурочного курса в учебном плане. В учебном плане Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 4 на 2021-2022 год на реализацию данной внеурочной программы отведено 2 часа в неделю, 68 часов в год. Используются виды контроля: текущий (тестирование, учебные диалоги, дискуссии); промежуточный(тематические вечера, конференции); итоговой(итоговый тест, защита проектов) Планируемые результаты Планируемые результаты освоения разделов учебного предмета история представлены в блоках «Обучающийся научится», «Обучающийся получит возможность научиться», они описывают круг учебнопознавательных задач, который предъявляется учащимся в процессе изучения каждого раздела программы. Оценка достижения планируемых результатов, отнесенных к блоку «Обучающийся научится» ведется с помощью заданий базового уровня. В блоках «Обучающийся получит возможность научиться» приведены планируемые результаты, которые могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные учащиеся. Раздел 1: ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ Обучающийся научится: знать основные даты и временные периоды исторических событий, произошедших на территории Западной и Восточной Европы и России ; составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; читать легенду исторической карты; Обучающийся получит возможность научиться: проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ; анализировать экономические и политические процессы, характеризующие развитие России и других стран мира; критически анализировать информацию из различных источников Раздел 2: ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР Обучающийся научится: знать основные даты и временные периоды исторических событий первобытной истории; составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; составлять карту стоянок первобытных людей на территории нашей страны; Обучающийся получит возможность научиться: проводить отбор необходимой информации; анализировать исторические процессы, характеризующие развитие России и других стран мира ; критически анализировать информацию из различных источников Раздел 3: ДРЕВНИЙ ВОСТОК Обучающийся научится: определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов Древнего мира; работать с историческими документами; работать с хронологическими таблицами, картами и схемами. Обучающийся получит возможность научиться: определять место и время создания исторических документов; обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории Древнего мира с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией; приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения. Раздел 4: ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ Обучающийся научится: рассматривать историю Древней Греции, как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; владеть основной современной терминологией периода; работать с историческими документами и анализировать их; Обучающийся получит возможность научиться: соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей; использовать картографические источники для описания событий и процессов; представлять историческую информацию в виде таблиц, схем. Раздел 5: ДРЕВНИЙ РИМ Обучающийся научится: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий истории Древнего Рима; знать основные даты и временные периоды истории Древнего мира; критически анализировать информацию из различных источников; представлять культурное наследие Римской империи; Обучающийся получит возможность научиться: применять полученные знания истории Римской империи при анализе современной Западной истории; владеть элементами проектной деятельности; Раздел 6: ДРЕВНЯЯ РУСЬ Обучающийся научится: знать основные даты и временные периоды исторических событий, произошедших на территории России в IX-X вв; составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; читать легенду исторической карты; Обучающийся получит возможность научиться: проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета; анализировать экономические и политические процессы, характеризующие развитие России в IX- X вв; критически анализировать информацию из различных источников Раздел 7: НАШ КРАЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ Обучающийся научится: рассматривать историю Ростовской области как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; представлять культурное наследие Ростовской области; использовать аудиовизуальный ряд как источник информации для изучения казачества и периода Великой отечественной войны. Обучающийся получит возможность научиться: выделять общие черты и национальные особенности культуры Ростовской области ипонимать ее роль в истории страны; определять место и время создания исторических документов. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 1. 2. 3. 4. 5. 1. Личностными результатами внеурочной деятельности по программе обучения «Шаги к Олимпу» для 9 класса являются : осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; представление о видах идентичности актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире; осознание своей этнической и национальной принадлежности; воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты изучения курса «Истории 10 класс» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. 2. Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). 3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей. 4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. 5. Уметь сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); 6. Уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, в том числе: o использование элементов причинно-следственного анализа; o исследование несложных реальных связей и зависимостей; o определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; o поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; o объяснение изученных положений на конкретных примерах; o оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; o определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на: – осознание роли человека в жизни общества; – рассмотрение общественных процессов их развитии; – использование исторических знаний для объяснения современных социальных процессов в обществе; – объяснять развитие общества с точки зрения истории и культуралогии. Коммуникативные УУД: 1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. 2.Самостоятельно овладевать различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; 3.Понимать значения коммуникации в межличностном общении; 4. Уметь взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; 5. Знать приемы и техники преодоления конфликтов. Предметными результатами освоения содержания программы по истории являются: • целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до XX Iвека. умение характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий, проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; понимание и знание ключевых понятий для изучения истории, умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; ▪ формирование повышенного интереса учащихся к исторической науке; • формирование понятия, что история – это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций; • приобщение к ценностям мировой и национальной культуры; Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ТЕМА 1 ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ (8часа) Что изучает наука – история? История – наука о прошлом человечества. Почему следует изучать и знать историю? Геродот – «отец истории». Аркаим. Загадки забытых цивилизаций.. Роль археологических раскопок в изучении истории. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия - свидетели прошлого. Нумизматика – старинные монеты. Лингвистика – наука о языке. Метрология - старинные меры веса, длины, площади. Историческая карта. ТЕМА 2. ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР (6часов) Жизнь древнейших людей. Древнейшие люди – наши далёкие предки. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами.Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства. Пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Игра «Что? Где? Когда?» ТЕМА 3. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (7часов) Военные походы фараонов.Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Завоевательные походы фараонов. Религия древних египтян.Боги и жрецы. Храмы – жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Боги и люди в мифах и легендах. Представление о загробном мире.Древний Вавилон. Власть царя Хаммурапи – власть от бога Шамаша. Законы Хаммурапи.Возникновение религиознофилософских учений. Конфуций и конфуцианство. Мудрость – в знании старинных книг. Памятники культуры Китая. Тайна Великой китайской стены. История и легенды. Самые интересные факты и события из истории Стены. Вклад народов Востока в мировую историю и культуру.Турнир «Знатоки Востока». ТЕМА 4. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (12 часов) Взаимопроникновение культур. Влияние эллинизма на формирование славянского менталитета.Троя и Троянская война. Троянская война: миф и реальность. Старинные предания о Троянской войне. Сокровища Трои. Общественное устройство Спарты: воспитание и образ жизни. Спарта – военный лагерь. Воспитание мальчиков в Спарте. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия – город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Значение Олимпийских игр. Восхождение на трон Александра Македонского . Поход на север и покорение Фив. Завоевание Малой Азии, Сирии и Египта. Разгром Персидской державы. Царь Азии. Поход в Среднюю Азию. Поход в Индию. Последние годы Александра. Смерть Александра Македонского ТЕМА 5. ДРЕВНИЙ РИМ (6 часов) Влияние Римской цивилизации на развитие Руси. Использование достижений Рима в наши дни. Установление власти Рима в Западном Средиземноморье. Установление власти Рима в Восточном Средиземноморье. Победы Рима над Карфагеном. Последствия римских завоеваний. Завоевательные походы Рима – главный источник рабства. Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян.Рабство в Римской республике. Начало восстания. Силы и планы сторон. Первая победа восставших. Рабы в ловушке. Война с Крассом. Итоги и последствия восстания. Образ Спартака в наши дни.Участие в политической борьбе. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны – опора Цезаря в его политическом курсе. Реформы Цезаря. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.История Древнего Рима. Великие люди Древнего Рима. ТЕМА 6. ДРЕВНЯЯ РУСЬ (15 часа) Кто такие славяне? Расселение, соседи, занятия, общественный строй восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве.Религия древних славян. Язычество на Руси. Принятие христианства на Руси: причины и обстоятельства. Праздники и обряды.Первые Рюриковичи. Рюрик – варяжский князь. Деятельность князя Олега. Правление Игоря. Походы князя Святослава. Владимир Святославич. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Владимир Мономах. Летописец и летопись. «Повесть временных лет». Лаврентьевская и Троицкая летописи. Новгородская и Псковская летописи. ТЕМА 7. НАШ КРАЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ (15часов) Наш край и его развитие от эпохи скифов до наших дней. Наследие прошлого, изучение прошлого в музейной практике. Танаис. История казачества. Наш край в 20 веке, формирование нового государства. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. Трудовые подвиги земляков.Наши земляки - участники Великой Отечественной войны.Героизм на фронтах войны. Участие в партизанском движении.. Вклад в победу над врагом. Дети войны. Выпуск газеты «Страницы истории».Оформление и защита творческих работ. Оформление книги «Страницы истории». Календарно-тематическое планирование. № занятия п/п Тема занятия Дата проведения занятия по плану ТЕМА 1 ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ (8часа) 1. Исторические источники 2. Что такое история? 3. 4. Богиня Клио раскрывает тайны Науки-помощницы истории 5. Жизнь первобытных людей Дата проведения занятия по факту 6. 7. 8 Возникновение религии и искусства Нумизматика. Лингвистика . Метрология Игра «Что? Где? Когда?» ТЕМА I. ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР (6часов) 9. Древнейшие люди – наши далёкие предки. 10. Занятия, орудия труда первобытных людей. 11 Родоплеменные отношения 12. Соседская община. 13. . Первобытные верования. 14. Зарождение искусства ТЕМА 3. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (7 часов) 15. Военные походы фараонов 16. Религия древних египтян 17. Вавилонский царь Хаммурапи 18. Китайский мудрец Конфуций 19. Великая китайская стена 20. Вклад народов Востока в мировую историю и культуру. 21. Турнир «Знатоки Востока» ТЕМА 4. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (12 часов) 22-23 Взаимопроникновение культур. 24-25 Влияние эллинизма на формирование славянского менталитета. 26 Троянская война 27 Мифы древней Греции 28 Боги Древней Греции 29 Олимпийские игры 30 Александр Македонский 31 Завоевание Александра Македонского 32 Страницы истории древней Греции и ее влияние на развитие мировой культуры. ТЕМА 5. ДРЕВНИЙ РИМ (6 часов) 33 Влияние Римской цивилизации на развитие Руси. 34 Использование достижений Рима в наши дни 35 Рим – сильнейшая держа-ва Средиземноморья 36 Гладиаторские игры. 37 Восстание Спартака 38 Викторина «Древний Рим» ТЕМА 6. ДРЕВНЯЯ РУСЬ (15 часа) 39 Жизнь древних славян 40 Славянские боги и праздники 41 Первые русские князья 42 Русские летописи 43 Летописец и летопись. «Повесть временных лет». 44 Лаврентьевская и Троицкая летописи. 45-46 Новгородская и Псковская летописи. 47 Предпосылки образования государства у славян. 48 Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. 49 Религия древних славян. 50 Деятельность первых русских князей 51 Принятие христианства на Руси: причины и обстоятельства 52 Расцвет Руси при Ярославе Мудром 53 Владимир Мономах. ТЕМА 7. НАШ КРАЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ (15 часов) 54 Наш край и его развитие от эпохи скифов до наших дней. 55 Наследие прошлого, изучение прошлого в музейной практике. 56-57 58-59 60-61 62-63 64 65 66 67 68 Танаис. История казачества. Наш край в 20 веке, формирование нового государства. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Наши земляки участники Великой Отечественной войны. Вклад в победу над врагом Дети войны. Выпуск газеты «Страницы истории» Оформление и защита творческих работ.